Школа игры
на губной гармонике
Александра Братецкого
Преподавательская работа началась в конце 2001 года, это было связано с просьбами товарищей, друзей и слушателей на концертах о разъяснении технических аспектов игры на губной гармонике. Методика преподавания постоянно находилась и находится в состоянии совершенствования.
Практически каждый из нас хотя бы краем уха слышал об НЛП.
А многие даже знают, что с помощью приёмов и техник нейролингвистического программирования можно
добиться успеха в личной жизни, карьере, да и вообще в любой сфере жизни. Люди по-разному воспринимают НЛП: одни признают, что это целая наука, другие считают НЛП искусством, третьи – называют магией или фокусами. Но название не имеет значения.
Главное, что НЛП – работает!
НЛП — это система приемов обучения мастерству, которая позволяет значительно сократить затраты времени на обучение человека практическим навыкам. Как Вы думаете: играть на губной гармонике, или на любом другом музыкальном инструменте – это практический навык? Конечно же «ДА». Тем не менее, не существует отдельных разделов в НЛП, таких как: НЛП для успешных отцов, или НЛП для бизнесменов, как и нет отдельной категории «техник НЛП для музыкантов».
В данной колонке будут публиковаться специально отобранные из множества методов НЛП именно те техники, которые будут очень полезны каждому музыканту, играющему не только на губной гармонике. Огромное внимание будет уделяться простоте описания каждой техники, чтобы данные статьи были понятны даже тем, кто сталкивается с НЛП впервые.
В процессе обучения игре на губной гармонике мы прикладываем немало усилий, чтобы постоянно прогрессировать. Иногда даже нам может казаться, что эти усилия вовсе несоизмеримы с темпом продвижения нашего уровня игры. Многих время от времени может настигать ощущение «топтания на месте» (хотя знакомым харперам об этом стараемся не признаваться).
Данная техника нацелена на то, чтобы позволить себе продвигаться быстрее, а потраченные время, сознательные усилия и упорство, совместно с ресурсами нашего бессознательного приносили намного лучшие плоды. Техника будет полезна как начинающим, так и продвинутым музыкантам. Совершенству – нет предела!
Шаг первый: Представление начинается!!! Только каждый будет представлять всё сам! Нам необходимо представить перед собой в пространстве три точки (круга, пятна, или ещё что-то – как пожелаем), которые мы воспринимаем как: «слабо», «средне», «отлично». Работать мы будем с нашим восприятием уровней игры на гармонике. Различия в представлении этих точек у каждого человека могут быть разные: размеры, яркость, цветность и т.д. – всё это индивидуально. У кого-то может быть так: маленькая точка – это «слабо», чуть больше точка – «средне», ещё больше – «отлично». У другого - так: темная точка – «слабо», точка посветлее – «средне», совсем светлая точка – «отлично». Или как-то еще. У каждого – своё.
Шаг второй: Представление продолжается!!! Раскладываем всё по полочкам.Теперь нам необходимо представить, ЧТО для нас означает «слабый уровень игры на губной гармонике», затем «средний» и в конце, что такое «отличный уровень игры». В этот момент необходимо обратить внимание на то, какие возникают у нас визуальные образы, а также звуки. У кого-то в голове могут зазвучать конкретные мелодии в чьем-то исполнении, кто-то может увидеть и услышать знакомый видеоклип, у кого-то возникнут фотографии конкретных исполнителей, или даже название этих исполнителей, которые написаны печатными буквами. Неправильных ответов тут нет. Все звуки, визуальные образы, возможно даже ощущения в теле, которые у Вас возникают – нам подходят. Теперь то, что мы увидели, услышали, почувствовали, любым удобным для нас способом помещаем в соответствующие точки (слабо, средне и отлично). Все эти шаги делаем поочерёдно. Например: смотря на точку «слабо» представляем себе слабый уровень игры и помещаем его в эту точку. Затем, то же самое проделываем с точкой «средне», ну и напоследок – то же самое с отличным уровнем игры.
Шаг третий: Игру с напёрстками помним? Принцип тот же. Будем учиться мухлевать. Теперь точки, которые мы характеризовали как «слабо», «средне» и «отлично» оставляем неизменными (сохраняем их цветность, объем, яркость, размеры и т.д.), а содержание меняем. То, что мы поместили в точку «средне» перетаскиваем в точку «слабо». То, что находилось в точке «очень хорошо», - помещаем в точку «средне», а в точку «отлично» необходимо теперь поместить ещё более крутой уровень игры. Позвольте этому образу или звуку возникнуть самому, или создайте его. Представление окончено! или Будьте спокойны! Даже если Вы ещё этого не осознаёте, изменения уже начали происходить! Примерно через 5-6 месяцев Вы с удивлением для себя можете начать осознавать, что в Вашей игре на инструменте, а также в восприятии себя и своего уровня игры произошли значительные изменения. То, что для Вас было отличным уровнем игры – станет вполне нормальным средним уровнем, который Вам будет вполне доступен. То, что когда-то было «слабым уровнем» - про это Вам даже вспоминать не захочется. А новые перспективы из обновленного уровня «отлично» теперь будут Вас манить и мотивировать ещё больше! Вот тогда данную процедуру можно повторить заново. Но главное - не жадничать! Данная техника позаимствована из книги Т.В.Гагина «Пластилин Мира, или курс «НЛП-практик» как он есть» и адаптирована для нужд музыкантов.
Игорь Гурский
Что такое кастомизация и зачем она нужна?
Губная гармоника - язычковый духовой музыкальный инструмент, имеющий особую специфику извлечения звука.
Для удачной игры гармошка должна быть чувствительной и точно откликался на все действия музыканта, быть "продолжением тела" исполнителя. В этой статье не будет рассматриваться мастерство исполнителя, обратим внимание на качество и дополнительную настройку инструмента.
Очень многие профессиональные исполнители на губной гармонике используют собственноручно настроенные или кем-то доработанные инструменты. Исключения есть, но они лишь подтверждают это правило и требуют отдельного, индивидуального рассмотрения. Возникает вопрос: почему? Причина проста. Крупные производители ориентируются на массового, неискушенного потребителя, который практически не имеет опыта общения с инструментом. Поэтому производителю не выгодно тратить большое количество времени и ресурсов на дополнительную настройку каждого серийного инструмента. Многим квалифицированным игрокам приходится дорабатывать инструменты самостоятельно.
При дополнительной настройке важны две характеристики: быстродействие (чувствительность) и тембр. Быстродействие(чувствительность) – это то, как быстро и легко инструмент откликается на любое воздействие. Тембр – это окраска звука. Все методы кастомизации так или иначе влияют на два этих параметра вместе или на один из них отдельно (не будем рассматривать здесь украшение инструментов, хотя бывает и такое :))) ). Каждый исполнитель обычно подбирает для себя набор методов, которые он использует при "доводке" инструмента. Важно отметить, что доработка инструмента сугубо индивидуальна для каждого, кто этим занимается. И если кто-то замечательно играет на своих кастомизированых инструментах свою музыку, то это не значит, что его инструменты подойдут вам для вашей музыки.
Для того, чтобы понимать смысл всех действий над инструментом, надо знать его конструкцию и то, как он функционирует. Хорошо, что гармоника не рояль и разобраться в этом не так сложно. Если вы еще ни разу её не разбирали – самое время сделать это. Из чего же она состоит? Все очень просто: крышки(covers, coverplates), платы с язычками(reedplates) и гребёнка(comb). Практически все действия совершаются над платами и язычками. Гребёнку можно заменить – изменится тембр, изменение формы крышек также повлияет на звучание.
Когда мы дышим через гармонику, то язычки движутся вверх-вниз, создавая колебания в продольной плоскости. Кажется, что все просто, но это не совсем так. Язычки также движутся вправо-влево, формируются колебания в поперечной плоскости, они слабые и практически незаметные. При этом образуется такая траектория движения язычка, которая похожа на «объёмную восьмёрку». Изменение силы и направления потока воздуха (передувание или бенд, например) может сильно увеличить эти паразитные колебания. Тогда язычок начинает цепляться за края слота(прорезь для язычка), в котором он находится, что приводит к достаточно неприятному специфическому, визглявому звуку.
Такие методы, как ваксинг, эмбоссинг и «турбо-лента» нужны для того, чтобы справиться с паразитными колебаниями. Чувствительность гармоники зависит от зазора между язычком и платой. Бывает так, что требуется слишком сильный поток воздуха, чтобы язычок зазвучал, или, напротив, язычок начинает «затыкаться» (т.е. воздух не проходит вообще). Тогда для регуляции используют гэппинг, аркинг и скупинг.
Аркинг(arcing) – это изменение изгиба язычка. В заводской настройке язычки часто немного выгнуты дугой от основания к свободному концу. Это создает слишком большой зазор между кончиком язычка и платой, возникают дополнительные потери воздуха. Обычно оптимальной настройкой является выпрямление язычка. Делается это, например, с помощью маленькой отвертки путём мягкого повторного надавливая на язычок несколько раз.
Гэп(gap) – зазор между язычком и платой. Соответственно гэппинг – это установка этого зазора. Выставлять зазор следует так, чтобы с одной стороны язычок не «затыкался» (слишком маленький зазор), а с другой стороны не «сифонил» (слишком большой зазор).
Это пример применения гэппинга и аркинга.
Новые платы до настройки.
фото с сайтаoverblow.com
Платы после настройки (также сделан ваксинг).
фото с сайтаoverblow.com
При помощи эмбоссинга можно сузить слот, уменьшив зазор между язычком и краем слота. Делается это с помощью чего-то округлого, например обратного конца камертона. Металлическим шариком нужно провести вдоль слота несколько раз, усилие при этом должно быть мягким.
фото с сайта overblow.com
Если слот стал слишком узким и язычок цепляется за него или застревает, то можно с помощью маленькой отвертки(–) выгнуть края слота обратно.
Сужение слота улучшает отклик и уменьшает потерю воздуха, когда язычок заблокирован при передувании.
Фото платы до эмбоссинга.
фото с сайта overblow.com
Фото платы после эмбоссинга и ваксинга.
фото с сайта overblow.com
Скупингом называется вытачивание маленьких канавок на поверхности платы в углу слота около свободного конца язычка. Сделать это можно с помощью маленького надфиля. Эта манипуляция производится с целью улучшения течения воздуха у свободного конца язычка, что приводит к отсутствию эффекта «залипания».
Фото платы со скупингом и ваксингом.
фото с сайта overblow.com
Ваксингом называется приклеивание восковой бляшки на место крепления язычка. Воск должен покрывать часть основания язычка, так как это уменьшает паразитные колебания, о которых говорилось выше. Можно использовать пчелиный воск, он продается на рынке, или ортодонтологический воск, он продается в аптеках.
Ваксинг можно увидеть на фотографиях к другим методам.
Подклейка язычка нужна для того же, для чего и ваксинг – для уменьшения паразитных колебаний. Для этого нужно наклеить кусочек скотча (липкой ленты) на центр язычка. Ширина этого прямоугольного кусочка должна быть практически равна ширине язычка, а длина его должна составлять примерно 1/3 – 1/4от длины язычка. Большое значение имеет выбор ленты, так как она должна хорошо крепиться и не намокать при игре. Тут нужно поэкспериментировать.
Не следует применять все методы настройки сразу. Ничего хорошего из этого не получится.
Каждый из методов следует прочувствовать. Что это значит? Например: Вы решили выставить зазоры, используя гэпинг и аркинг. Вы подбираете для себя удобный вам инструмент- отвертку. Выставляете зазоры. Пробуете играть. Что-то пошло не так, выставляете еще раз... Методом проб и ошибок у Вас получится настроить гармонику «под себя». Такой подход следует применять к каждому из методов.
Хотя в начале статьи говорилось о том, что мы не будем рассматривать здесь мастерство исполнителя, всегда лучше стараться контролировать дыхание и артикуляцию. Возможно, что ваша техника хромает и гармоника не причастна к какой-либо неудаче. В этом случае очень полезно отработать базовую технику, в которую входит постановка дыхания и артикуляции. Разбирать инструмент в надежде на то, что Вы обнаружите там причину своих проблем - ошибка. Есть более продуктивный путь - постепенно нарабатывать звукоизвлечение.
Настройка очень трудоемкий процесс. Следует подходить к нему с большим вниманием и терпением. Неосторожное движение может испортить язычок или плату, и, как следствие, весь инструмент.
Когда Вы в первый раз решите попробовать сделать передувание, то легче всего это произвести на 6-ом отверстии. Верхний язычок должен быть достаточно близок к плате, чтобы «заткнуться» при изменении потока воздуха и дать зазвучать нижнему язычку. Но он должен также легко откликаться и не «затыкаться» при обычной игре на выдох. Для этого Вам следует правильно выставить зазоры (вспоминаем: гэппинг и аркинг).
Когда у Вас получится передувание, то, возможно, возникнут паразитные колебания, неприятный и специфический звук. Эту проблему можно устранить путём стабилизации язычка (ваксинг, эмбоссинг, «турбо-лента»).
Усилитель
Можно просто пойти в первый попавшийся музыкальный магазин и приобрести любой гитарный усилитель, но в этом случае результаты вряд ли удовлетворят вас.
Если вы потратите пару минут на выяснение, что же конкретно вы хотите найти, то без сомнения сможете совершить такую покупку, которой будете наслаждаться долгие годы.
Размер и Мощность
Определите размер нужного вам усилителя. Основное различие усилителей это их мощность, а не физический размер (хотя очень мощные усилители обычно больше по размеру). По мощности гитарные усилители делятся на три основных категории: комбо, хэды и рэковые усилители, с несколькими подкатегориями.
Комбо усилители
Комбо (составные) усилители соединяют в себе звукоусиливающую электронику и одну или большее количество колонок в одном корпусе. Они являются альтернативой усилителям, в которых содержится только электроника, и подсоединяющимся к отдельным колонкам (называемым кабинетами). Из-за маленького размера комбо усилители обычно имеют малую мощность. Вот наиболее известные разновидности комбо усилителей: