sait

Школа игры
на губной гармонике
Александра Братецкого


Преподавательская работа началась в конце 2001 года, это было связано с просьбами товарищей, друзей и слушателей на концертах о разъяснении технических аспектов игры на губной гармонике. Методика преподавания постоянно находилась и находится в состоянии совершенствования.

Подробнее...

Время и место проведения занятий

Занятия проходят по четвергам в 19.30 в "Укулелешной" по адресу ул.Покровка 3/7

"Укулелешная" - приятное во всех отношениях уютное заведение. Здесь проходят регулярные занятия группы по губной гармошке. Место выбрано не случайно. Это гитарный магазин, который дополнительно вместил в себя самобытное кафе и много полок с виниловыми пластинками. Помимо гитар и сопутствующих им товаров Вы сможете приобрести тут губные гармоники и варганы, необходимые для обучения. Подробнее с "Укулелешной" можно познакомиться  здесь.

Занятия проходят по четвергам в 19.30 по адресу ул.Покровка 3/7

 

 

Программа обучения игре на губной гармошке

Программа обучения игре на губной гармошке

Музыкальный, красивый звук губной гармоники — результат из нескольких слагаемых:

1) качественно проработанное диафрагмальное дыхание
2) владение артикуляционными навыками
3) естественная работа резонаторов тела игрока (как следствие 1 и 2 пунктов)
4) уверенное ориентирование исполнителя в аппликатуре инструмента

Специфика губной гармошки, как духового инструмента, состоит в том, что исполнителю недостаточно просто подуть в нужное отверстие для того, чтобы зазвучала та или иная нота. В этом и состоит принципиальное отличие губной гармоники от других музыкальных инструментов, например, фортепиано, где простое нажатие на клавишу уже гарантирует получение звука.  Исполнитель должен овладеть навыками правильного звукоизвлечения (дыхание и артикуляция) и выучить аппликатуру (расположение нот на конкретном инструменте).

При игре роль резонатора, формирующего звук, выполняет именно тело исполнителя, а не корпус инструмента (в отличие, например, от акустической гитары). Поэтому резонирующие полости тела музыканта (грудная клетка, пазухи носа, гортань и др.) должны быть «незажатыми» — иметь возможность свободно вовлекаться в звуковые вибрации, которые инициирует инструмент. Все это требует от исполнителя определенной подготовительной работы, без которой просто бессмысленно осваивать аппликатуру и разучивать какие-либо партии по нотам. 

Авторская методика Александра Братецкого, разработанная в 2001-2013 годах,  позволит вам освоить все перечисленные выше аспекты, а также успешно применить их в процессе игры.

Подробнее об освоении игры на губной гармошке:

- Дыхательным техникам. Методики освоения

- Артикуляция - блокировка языком, бенды и передувания

- Техники расслабления для раскрытия резонаторов

- Аппликатура - расположение нот на гармонике 

С чего начать и как выбрать губную гармошку

С чего начать и как выбрать губную гармошку

Итак, вы захотели научиться играть на губной гармонике. Тогда для освоения базовых навыков нужно немного поработать. Губная гармоника — это уникальный духовой инструмент с несколько необычным способом звукоизвлечения . В основе умения игры на этом инструменте - два базовых навыка:

 1) «дыхание животом» (диафрагмальное дыхание) - контроль глубины, силы и напора;

 2) способность управлять и расслаблять мышцы губ, гортани, корня языка, шеи и голосовой щели - артикуляция. 

Губная гармоника — это не фортепиано или синтезатор, где нажатие на ту или иную клавишу уже гарантирует точно взятую ноту. Поэтому будьте готовы к тому, что процесс освоения навыков правильного дыхания и артикуляции потребует от вас некоторых временных затрат и регулярных занятий. Возможно, что без этого просто ничего не получится. Тогда смело выбирайте инструмент и начинайте продвижение :)))


Какую губную гармонику выбрать

Если у вас нет начальных музыкальных навыков, вы никогда не ходили в музыкальную школу и не имеете опыта игры на каком-нибудь музыкальном инструменте — начните с освоения губной гармоники диатонического типа(тоже самое можно посоветовать людям, которые уже имеют музыкальный опыт). Приобретите гармонику со строем «рихтеровский» мажор.  Инструмент нужной вам тональности маркирован латинской литерой C (до мажор). Бывают губные гармоники других строев и других тональностей, но если речь идет о самом первом инструменте, то лучше выбрать именно такой.    
Рекомендуемые фирмы-изготовители: Hohner, Suzuki, Tombo, Lee Oscar, Hering, Seydel 
Диатоническая губная гармоника имеет 10 отверстий и 20 язычков, позволяет (при должном умении) извлекать 36 нот хроматической гаммы.
Стоимость губной гармоники, пригодной для обучения «с нуля», на сегодняшний день может варьировать от 1000 до 3000 рублей. Приобретать сразу  дорогой инструмент (с позолотой и прочими «наворотами») не стоит. Если вам нужен более конкретный совет по выбору, вы можете проконсультироваться по телефону +7(903)669-01-66(Александр).


Губная гармоника — уникальный инструмент

Губная гармоника — весьма специфический духовой инструмент. Флейта, саксофон или кларнет «работают» только на выдох. А вот губная гармоника привязана к полному циклу дыхания. Одна половина рабочих нот извлекается на выдохе, а другая половина — на вдохе.
Еще одна отличительная особенность губной гармоники состоит в том, что, в отличие от фортепиано, гитары или флейты, при игре на ней музыкант лишен возможности  визуальной опоры. Т.е. процесс звукоизвлечения нельзя соотнести с наглядным и очевидным «визуальным рядом» (как это бывает, например, при изучении постановки пальцев на гриф гитары или клавиатуру фортепиано). В случае губной гармоники, внешняя «картинка» отсутствует, её нельзя совместить со звуком. У большинства новичков это вызывает сложности. Для того, чтобы их преодолеть, необходимо освоить «язык тела» — умение владеть мышцами живота и ребер (ответственными за дыхание), а также мышцами губ, языка, гортани и шеи (ответственными за извлечение конкретного звука — артикуляцию).
Лишь овладев основными приемами дыхания и артикуляции, начинающий исполнитель может перейти на третий уровень — уровень внутренней визуализации процесса игры и освоения аппликатуры.
Аппликатура — это положение «нот» на инструменте. Однако, аппликатура неразрывно связана с дыханием (половина нот — вдох, половина нот — выдох) и положением губ, языка, голосовой щели. Соответственно, при одном и том же положении языка, губ, горла можно извлекать разные ноты (звуки) — это зависит от того, вдыхаете вы или выдыхаете.  Более того, с помощью таких аркулляционных приемов как «бенд» и «передувание» можно извлекать все ноты хроматической гаммы из диатонического инструмента.
Таким образом, начинающий исполнитель, не имеющий опыта игры на других музыкальных инструментах, неизбежно столкнется с целым рядом «подводных камней». Успешно преодолеть их помогут специальные методические материалы.  


Временные затраты

Процесс изучения базовых навыков дыхания и артикуляции под присмотром опытного педагога обычно занимает порядка полугода(при условии регулярной работы учащегося). Если человек раньше занимался вокалом, дыхательными упражнениями, спортом и т.д. — ему будет проще, процесс постижения «основ» может занять несколько месяцев. Вообще люди, имеющие хороший опыт владения своим телом (танцоры, спортсмены, йоги и т.д.) обычно гораздо быстрей «схватывают» базовые навыки  — у них есть интуитивное понимание процесса дыхания и артикуляции. Возможно, что для других этот путь может быть несколько длиннее.
Людям, которые уже играют на различных музыкальных инструментах, губная гармоника обычно дается быстрее — знание сольфеджио, аккордов, ладов и позиций помогает. Но и в этом случае от изучения дыхания и артикуляционной базы никуда не уйти.


Критерии успеха

1. Отработанное дыхание. Это совершенно конкретные навыки работы живота и верхней части тела. Это конкретное умение координировать мышечную нагрузку.

 Видео с примером

2. Умение уверенно и свободно играть стандартные упражнения(блокировка языком, бенды).

 Видео с примером

3. Тембрально правильная, ритмичная игра.  Красивый тембр — резонаторы тела (череп, грудная клетка, живот) естественно раскрыты и участвуют в формировании звука. Звук — не гнусавый, не зажатый. Есть грудные обертона.

 Видео с примером (правильно / неправильно)


Ссылки на методические статьи

Школа губной гармоники Александра Братецкого

Преподавательская работа началась в конце 2001 года, это было связано с просьбами друзей и слушателей на концертах о разъяснении технических аспектов игры на губной гармонике.

Методика преподавания постоянно находилась и находится в состоянии совершенствования.

   За время существования проекта выпущены 2 аудио и 1 видео школы. При поддержке компании "Динатон" выпущена серия обучающих видео, эти ролики можно легко найти в сети.

   В основе авторской методики, наработанной за 12 лет, лежат простые и доступные в выполнении дыхательные упражнения, техники концентрации внимания и способы мышечного расслабления, часть из них заимствована из ха-тха йоги. Особое внимание уделяется отработке артикуляции и её координации с дыханием.

   За это время через школу прошло более 400 человек. Двое из них, Александр Соловьев и Влад Крыжановский, стали действующими преподавателями и частично или полностью используют эту методику. Исполнители и педагоги Борис Плотников(Екатеринбург) и Михаил Петров(Краснодар) брали частные уроки у А.Братецкого. Бывший студент Илья Портнов продолжает свое обучение в США по классу губной гармоники. Многие посетители сайта HARMONICA.RU брали индивидуальные уроки или посещали групповые занятия.

   Интуитивный подход к инструменту в сочетании с пониманием азов музыкальной грамоты и знанием простых законов работы тела делает методику доступной для учащихся с любыми способностями и уровнем музыкального образования.