sait

Школа игры
на губной гармонике
Александра Братецкого


Преподавательская работа началась в конце 2001 года, это было связано с просьбами товарищей, друзей и слушателей на концертах о разъяснении технических аспектов игры на губной гармонике. Методика преподавания постоянно находилась и находится в состоянии совершенствования.

Подробнее...

НЛП для музыкантов. Расширяем границы своих возможностей

Практически каждый из нас хотя бы краем уха слышал об НЛП.

  А многие даже знают, что с помощью приёмов и техник нейролингвистического программирования можно

добиться успеха в личной жизни, карьере, да и вообще в любой сфере жизни. Люди по-разному воспринимают НЛП: одни признают, что это целая наука, другие считают НЛП искусством, третьи – называют магией или фокусами. Но название не имеет значения.

  Главное, что НЛП – работает!

  НЛП — это система приемов обучения мастерству, которая позволяет значительно сократить затраты времени на обучение человека практическим навыкам. Как Вы думаете: играть на губной гармонике, или на любом другом музыкальном инструменте – это практический навык? Конечно же «ДА». Тем не менее, не существует отдельных разделов в НЛП, таких как: НЛП для успешных отцов, или НЛП для бизнесменов, как и нет отдельной категории «техник НЛП для музыкантов».

  В данной колонке будут публиковаться специально отобранные из множества методов НЛП именно те техники, которые будут очень полезны каждому музыканту, играющему не только на губной гармонике. Огромное внимание будет уделяться простоте описания каждой техники, чтобы данные статьи были понятны даже тем, кто сталкивается с НЛП впервые.

  В процессе обучения игре на губной гармонике мы прикладываем немало усилий, чтобы постоянно прогрессировать. Иногда даже нам может казаться, что эти усилия вовсе несоизмеримы с темпом продвижения нашего уровня игры. Многих время от времени может настигать ощущение «топтания на месте» (хотя знакомым харперам об этом стараемся не признаваться).

  Данная техника нацелена на то, чтобы позволить себе продвигаться быстрее, а потраченные время, сознательные усилия и упорство, совместно с ресурсами нашего бессознательного приносили намного лучшие плоды. Техника будет полезна как начинающим, так и продвинутым музыкантам. Совершенству – нет предела!

  Шаг первый: Представление начинается!!! Только каждый будет представлять всё сам! Нам необходимо представить перед собой в пространстве три точки (круга, пятна, или ещё что-то – как пожелаем), которые мы воспринимаем как: «слабо», «средне», «отлично». Работать мы будем с нашим восприятием уровней игры на гармонике. Различия в представлении этих точек у каждого человека могут быть разные: размеры, яркость, цветность и т.д. – всё это индивидуально. У кого-то может быть так: маленькая точка – это «слабо», чуть больше точка – «средне», ещё больше – «отлично». У другого - так: темная точка – «слабо», точка посветлее – «средне», совсем светлая точка – «отлично». Или как-то еще. У каждого – своё.  

  Шаг второй: Представление продолжается!!! Раскладываем всё по полочкам.Теперь нам необходимо представить, ЧТО для нас означает «слабый уровень игры на губной гармонике», затем «средний» и в конце, что такое «отличный уровень игры». В этот момент необходимо обратить внимание на то, какие возникают у нас визуальные образы, а также звуки. У кого-то в голове могут зазвучать конкретные мелодии в чьем-то исполнении, кто-то может увидеть и услышать знакомый видеоклип, у кого-то возникнут фотографии конкретных исполнителей, или даже название этих исполнителей, которые написаны печатными буквами. Неправильных ответов тут нет. Все звуки, визуальные образы, возможно даже ощущения в теле, которые у Вас возникают – нам подходят. Теперь то, что мы увидели, услышали, почувствовали, любым удобным для нас способом помещаем в соответствующие точки (слабо, средне и отлично). Все эти шаги делаем поочерёдно. Например: смотря на точку «слабо» представляем себе слабый уровень игры и помещаем его в эту точку. Затем, то же самое проделываем с точкой «средне», ну и напоследок – то же самое с отличным уровнем игры.

  Шаг третий: Игру с напёрстками помним? Принцип тот же. Будем учиться мухлевать. Теперь точки, которые мы характеризовали как «слабо», «средне» и «отлично» оставляем неизменными (сохраняем их цветность, объем, яркость, размеры и т.д.), а содержание меняем. То, что мы поместили в точку «средне» перетаскиваем в точку «слабо». То, что находилось в точке «очень хорошо», - помещаем в точку «средне», а в точку «отлично» необходимо теперь поместить ещё более крутой уровень игры. Позвольте этому образу или звуку возникнуть самому, или создайте его. Представление окончено! или Будьте спокойны! Даже если Вы ещё этого не осознаёте, изменения уже начали происходить! Примерно через 5-6 месяцев Вы с удивлением для себя можете начать осознавать, что в Вашей игре на инструменте, а также в восприятии себя и своего уровня игры произошли значительные изменения. То, что для Вас было отличным уровнем игры – станет вполне нормальным средним уровнем, который Вам будет вполне доступен. То, что когда-то было «слабым уровнем» - про это Вам даже вспоминать не захочется. А новые перспективы из обновленного уровня «отлично» теперь будут Вас манить и мотивировать ещё больше! Вот тогда данную процедуру можно повторить заново. Но главное - не жадничать! Данная техника позаимствована из книги Т.В.Гагина «Пластилин Мира, или курс «НЛП-практик» как он есть» и адаптирована для нужд музыкантов.

Игорь Гурский

Интервью с Карлосом Дел Хунко для harmonicas.ru

Карлос дел Хунко Carlos Del JuncoВпервые в России с 17 по 19 апреля 2008 года в Москве пройдут концерты уникального исполнителя на губной гармонике

из Канады с мировым именем - Карлоса дел Хунко ( Carlos del Junco www.carlosdeljunco.com ) При самом активном участии организатора и вдохновителя этого события, Феликса Фондема, мы рады предложить Вашему вниманию интервью с Карлосом дел Хунко, взятое у него специально по этому случаю.


harmonicas.ru Когда и как Вы начали играть на губной гармонике?

Carlos del Junco Мне было 14 лет и один мой приятель играл на губной гармонике на держателе, одновременно играя на гитаре. Извлекаемый им звук все для меня решил, и я в тот же уикенд приобрел гармонику.

harmonicas.ru С чего началась Ваша музыкальная карьера? Кто Ваши кумиры были и есть?

Carlos del Junco Мой первый концерт состоялся на вечеринке студенческих талантов, на которой я играл вещи Leadbelly, аккомпанируя для своего преподавателя математики высшей школы на гитаре. Первый блюзовый альбом, который я купил, была первая пластинка Paul Butterfield, затем Little Walter, но с самых ранних лет я также слушал Lee Oscar из группы WAR и его сольные альбомы.

harmonicas.ru Когда Вы поняли, что это уже слишком серьезно?

Carlos del Junco Поворотный момент наступил для меня в 30 лет, что-то типа переломного периода, когда нужно было решить создан ли я или нет для профессиональной музыки. Музыка победила и я с тех пор ни разу не пожалел. Победа в конкурсе Hohner 1993 World Harmonica Championships дала мне огромный толчок в самоуверенности и внимании со стороны прессы. Это несомненно облегчило ситуацию. Конечно, выбор играть на губной гармонике в качестве карьеры всегда имел трудность в том, что многими людми инструмент не воспринимался всерьёз, поэтому всегда доставляет огромное удовольствие заставлять людей замечать на что этот инструмент способен, особенно выходя за пределы рамок типичного блюза.

harmonicas.ru Ваш взгляд на исполнителей блюза, для которых английский язык не родной?

Carlos del Junco По-моему блюз – это всемирный язык, и не имеет значения какое у вас культурное наследие. У каждого – свой блюз, и я думаю у каждой культуры – своя «музыка блюз» - наверное, не совсем такая, каким мы представляем себе в качестве традиционного северо-американского блюза.

harmonicas.ru Ваше отношение к исполнению блюза на других языках? Насколько правдоподобно это выглядит на Ваш взгляд?

Carlos del Junco Наверное, более естественно, когда исполнители поют блюз на своих родных языках... если, например, француз поет блюз на английском, то это скорее всего говорит о том, насколько он поглощен американской культурой, нежели чем насколько он самоуверен как исполнитель, и есть ли ощутимый акцент.

harmonicas.ru Какие проблемы у блюза в Канаде? Насколько актуален блюз на Вашей родине?

Carlos del Junco Это всегда была музыкой андеграунда и всегда имела постоянную, сильную и преданную базу поклонников. Её популярность меняется и течёт, как и другие стили более популярных течений, но всегда имела сильную, хотя и маленькую, основу. По всей Канаде разбросано много небольших блюзовых ассоциаций с ежемесячными публикациями, так что в своём роде эта музыка живёт, хотя и в более скромных масштабах по сравнении с поп музыкой.

harmonicas.ru Что бы Вы могли пожелать исполнителям блюза в России, начинающим музыкантам, начинающим исполнителям на губной гармонике?

Carlos del Junco Заниматься, заниматься, заниматься – слушайте любимых исполнителей и старайтесь скопировать их как можно точнее. Вы всегда будете звучать по-своему, несмотря на то как старательно вы хотели бы звучать как кто-то другой. Таким образом, копируя любимого исполнителя, вы расширяете ваш музыкальный словарь.

harmonicas.ru Ваше определение слова "блюз"?

Carlos del Junco Трудный вопрос. Существуют «блюзовые полицейские» и «джазовые полицейские», которые говорят,что если вы не делаете так или так, то это не блюз или это не джаз. Границы определенно всё время расширяются, особенно по мере того, как мир становится более тесным с помощью интернета и более простых способов перемещения в мире.

harmonicas.ru Что для Вас значит слово "Россия"?

Carlos del Junco Будуче канадцем, я на один шаг отдалённости от культуры Соединенных Штатов, где большая часть блюза родилась. Я смотрю на Европу как на два шага отдалённости (другой язык на большей части Европы)... Это всё в переносном смысле, но я думаю, что Россия находится на три шага культурной отдалённости, так как она расположена практически на противоположной стороне земного шара по отношению к Северной Америке.

harmonicas.ru Знаете ли Вы какого-нибудь Российского блюзового исполнителя?

Carlos del Junco Нет.

harmonicas.ru Ваше мнение по поводу музыкального "пиратства"?

Carlos del Junco Огорчительно, потому что становится всё труднее и труднее для узко-профилированных исполнителей, как я, выживать и делать качественные записи для широкой публики.

harmonicas.ru В Северной Америке есть профсоюз музыкантов. По Вашему мнению нужны ли такие социальные структуры?

Carlos del Junco Американская Федерация Музыкантов – это великая вещь, но она имела большее значение во времена, предшествующие диско-клубам, где ди-джеи сегодня играют уже записанную музыку. Это сейчас популярно у большей части более молодого поколения. Клубов с живой музыкой становится всё меньше и меньше и становится всё труднее для передовых блюзовых и джазовых исполнителей сегодня зарабатывать на проживание только за счёт концертных исполнений.

harmonicas.ru Как защищены профессиональные блюзовые исполнители сегодня?

Carlos del Junco У каждого есть выбор,хочет ли он быть членом профессионального союза или нет. Чтобы работать в США, совершенно необходимо быть членом профессионального союза.

harmonicas.ru Каковы самые знаменательные моменты Вашей профессиональной карьеры?

Carlos del Junco Отрывающее выступление короткого сэта для Рэя Чарльза (Ray Charles) перед его смертью. Мы выступали перед 3000 слушателей под продолжительными апплодисментами – никто на знал о том, что мы будем там выступать. И конечно, победа на конкурсе Hohner Harmonica Championship явилась поворотным событием для меня, как я уже сказал выше.

harmonicas.ru Считаете ли Вы себя блюзовым исполнителем?

Carlos del Junco Блюзовым «плюс» исполнителем. «Плюс» означает, что половину своего материала я исполняю в узнаваемом блюзовом стиле и вторая половина - в стиле джаза, ска, латино-американском инструментале. В Москве я буду исполнять в основном блюзовый материал.

harmonicas.ru Каковы Ваши дальнейшие творческие планы как музыканта?

Carlos del Junco Продолжать заниматься любимой музыкой. Основа её лежит в блюзе, это точно, но мне никак не удается сделать чисто блюзовый альбом, поскольку становлюсь нетерпеливым играя только в одном стиле. Я люблю разнообразность. Тем не менее у меня есть планы на чисто латино-американский альбом – как дань моим кубинским корням. Когда-нибудь я также сделаю и чисто блюзовый альбом. На сегодняшний день альбом ”Just Your Fool” является моим единственным самым блюзовым альбомом в исполнении с группой.

harmonicas.ru Кого Вы считаете самым влиятельным музыкантами в блюзе в прошлом и сегодня?

Carlos del Junco Следующие приходят на ум: из гитаристов в хронологическом порядке – Robert Johnson, T-Bone Walker, BB King, затем такие ребята как Stevie Ray Vaughan. Из гармонистов в хронологическом порядке – DeFord Bailey, Sonny Terry, Sonny Boy Williamson II, Little Walter, Paul Butterfield, Kim Wilson.

harmonicas.ru Кого Вы считаете самым влиятельным гармонистом в прошлом и сегодня?

Carlos del Junco Смотреть выше. Одним из моих любимых, о котором практически никто не знает, это харпист, которого зовут David Burgin, выпустивший единственный виниловый альбом на уже не существующем лэйбле Flying Fish Records под названием ”Wild Child” – это один из моих самых любимых исполнителей! Другой исполнитель, оказавший на меня огромное влияние – это Howard Levy, хотя он более джазовый и классический исполнитель. Несмотря на это, нет музыки, которую он не мог бы исполнить на гармонике.

harmonicas.ru Что Вы думаете о современных тенденциях в музыке?

Carlos del Junco Популярная музыка сегодня достаточно однообразная и скучная. Несмотря на это, выпускается много интересных альбомов. Я только недавно приобрел прекрасный альбом Robert Plant (певец группы Led Zeppelin) и Alison Krauss под названием ”Raising Sand” – красивое сочетание живого блюза и кантри.

harmonicas.ru Что Вам нравится больше всего и что меньше всего?

Carlos del Junco Я не обращаю внимание на то, что мне не нравится, так как не слушаю коммерческое радио, поэтому я совсем не в курсе, что сегодня популярно в мире поп музыки.

harmonicas.ru Ваш любимый фильм?

Carlos del Junco Их очень много, нет одного любимого. Тем не менее, люблю уединяться в мир хороших фантастических фильмов, такие как ”Matrix” и ”Lord Of The Rings”.

harmonicas.ru Ваша любимая блюзовая песня?

Carlos del Junco Также и здесь. В мире очень много хороших блюзовых песен.

harmonicas.ru Ваш любимый исполнитель блюза?

Carlos del Junco Из ныне живущих – традиционный исполнитель блюза Kim Wilson.

harmonicas.ru Ваш любимый харпист?

Carlos del Junco Их очень много, но если нужно выбрать кого-либо одного, то это - David Burgin (смотреть выше)

harmonicas.ru Смотрите ли Вы TV? Что вы предпочитаете смотреть?

Carlos del Junco Нет.

harmonicas.ru Вы брали уроки игры на губной гармонике или занимались самостоятельно?

Carlos del Junco Да, когда я рос с местными исполнителями из Торонто и затем много мастер-классов и частные занятия с Howard Levy.

harmonicas.ru  Знаете ли Вы нотную грамоту? Считаете ли Вы, что она необходима исполнителю?

Carlos del Junco Я понимаю ноты, но не владею нотной грамотой, хотя сожалею, что этому не научился, когда был моложе.

harmonicas.ru Какие микрофоны и комбо Вы предпочитаете использовать и почему?

Carlos del Junco Мой любимый микрофон - Electro-voice Re10. В последнее время пользуюсь комбом Victoria 35 watt Victorilux 3x10”, который мне очень нравится. Когда нужно, то Fender 59’ reissue Bassman является прекрасной рабочей лошадкой.

harmonicas.ru Какие модели инструментов Вы предпочитаете использовать и почему?

Carlos del Junco В основном, это Hohner Golden Melody, которые я настраиваю и некоторые низкотональные Hohner Marine Band, которые для меня настраивает прекрасный гармонист и технарь Joe Filisko.

Интервью со Стивом Гайгером для harmonicas.ru

Итак, 22-24 ноября в Москве пройдут концерты замечательного исполнителя блюза Стива Гайгера

(Steve Guyger,USA) в сопровождении группы Ти Лейно (T.Leino, Finland)
Стив Гайгер любезно согласился дать эксклюзивное интервью и мы с радостью предлагаем его Вашему вниманию.

harmonicas.ru
Когда и как Вы начали играть на губной гармонике? Что подтолкнуло ( или кто подтолкнул) Вас к тому, что Вы стали исполнителем именно блюза?
Steve Guyger Это просто музыка, которую я люблю, выбрала меня.

harmonicas.ru С чего началась Ваша музыкальная карьера? Кто Ваши кумиры были и есть?
Steve Guyger Меня пригласили в группу где играли Little Walter, Muddy Waters, оба Sonny Boys и т.д.

harmonicas.ru Когда Вы поняли, что музыка для Вас это серьезно?
Steve Guyger С самого начала моей музыкальной карьеры.

With Jimmy Rogers, Scotland, 1992harmonicas.ru Что Вы думаете об исполнителях блюза сегодня?
Steve Guyger В мире сейчас много великолепных музыкантов.

harmonicas.ru Какие проблемы испытывает и насколько популярен блюз сегодня в США?
Steve Guyger Количество концертов сильно убавилось после событий 11 сентября. Эта музыка не очень популярна сегодня.

harmonicas.ru Что бы Вы могли пожелать испонителям блюза в России, начинающим блюзовым музыкантам и начинающим исполнителям на губной гармонике?
Steve Guyger Слушать старых исполнителей блюза 30х, 40х и 50х годов, чтобы прочувствовать как это игралось в те времена и отталкиваться от этого.

harmonicas.ru Ваше определение слова "блюз" сегодня?
Steve Guyger То, что другие люди называют блюзом, я его этим не называю. Я играю прямолинейный блюз, не разбавляя его.

harmonicas.ru Что для Вас значит слово "Россия"? Вы знакомы с какими-нибудь блюзовыми музыкантами из России?
Steve Guyger Россия - это страна с великой историей и высоко интеллигентным народом. Я не знаю ни одного блюзового музыканта из России.

Smithbridge Winery, 2000harmonicas.ru Ваше мнение по поводу "пиратства" в музыке?
Steve Guyger Я не люблю людей, которые крадут у других.

harmonicas.ru В США есть "профсоюзы музыкантов". Считаете ли Вы такую социальную структуру необходимой? Как защищены сегодня профессиональные блюзовые музыканты?
Steve Guyger Эти структуры необходимы для решения правовых проблем и обеспечения высокооплачиваемости концертов.

harmonicas.ru Самые примечательные этапы в Вашей профессиональной карьере?
Steve Guyger Совместная игра с Jimmy Rogers, а также встреча и игра с Paul Oscher.

harmonicas.ru Ваши дальнейшие творческие планы как блюзового музыканта?
Steve Guyger Играть так долго как я смогу и увидеть столько разных стран, сколько мне позволит время.

harmonicas.ru Кого Вы считаете самыми влиятельными исполнителями блюза в прошлом и сегодня ?
Steve Guyger BBKing

harmonicas.ru Что вы предпочитаете пить? Ваше отношение к употреблению наркотиков?
Steve Guyger Я не пью в течении последних 20 лет и не люблю говорить о наркотиках.

Jamming With Bob Margolinharmonicas.ru Что Вы можете сказать о современных тенденциях в музыке? Что Вам нравится и что нет?
Steve Guyger Я не слушаю современную музыку на столько, на сколько хотелось бы.

harmonicas.ru Ваш любимый фильм?
Steve Guyger Один из моих любимых - это фильм "12 стульев" режиссера Mel Brooks.

harmonicas.ru Ваш любимый блюз?
Steve Guyger "Juke" - Little Walter и "I'm Ready" - Muddy Waters.

harmonicas.ru Ваш самый любимый блюзовый испонитель?
Steve Guyger Howlin' Wolf

harmonicas.ru Ваш любимый вид транспорта?
Steve Guyger Я люблю поезда.

harmonicas.ru Ваш любимый видеоклип?
Steve Guyger Little Walter in Europe

harmonicas.ru Смотрите ли Вы TВ? Что Вы предпочитаете смотреть?
Steve Guyger Да, смотрю и люблю мистические фильмы и фильмы о природе.

harmonicas.ru Вы брали уроки игры на губной гармонике или научились самостоятельно?
Steve Guyger Да, я учился у Paul Oscher и Forrest Scott.

Cafe Classics, Sept. 2000harmonicas.ru Вы знаете нотную граммоту? Считаете ли Вы знание нотной граммоты необходимостью для музыканта?
Steve Guyger Нет, не знаю. Она может быть подмогой, если Вы сначала научитесь играть на инструменте не зная нотной граммоты.

harmonicas.ru Какие микрофоны и комбо Вы предпочитаете использовать и почему?
Steve Guyger Микрофоны Astatic. Во время концертов (4 и более человек в группе) я использую усилитель с кабинетом 4x10.

harmonicas.ru Какие модели губных гармоник Вы предпочитаете использовать?
Steve Guyger Я играю на губных гармониках Hohner Marine Band

www.steveguyger.com

Что такое кастомизация и зачем она нужна?

  Что такое кастомизация и зачем она нужна?

  Губная гармоника -  язычковый духовой музыкальный инструмент, имеющий особую специфику извлечения звука.

  Для удачной игры гармошка должна быть чувствительной и точно откликался на все действия музыканта, быть "продолжением тела" исполнителя. В этой статье не будет рассматриваться мастерство исполнителя, обратим внимание на качество и дополнительную настройку инструмента.

  Очень многие профессиональные исполнители на губной гармонике используют собственноручно настроенные или кем-то доработанные инструменты. Исключения есть, но они лишь подтверждают это правило и требуют отдельного, индивидуального рассмотрения. Возникает вопрос: почему? Причина проста. Крупные производители ориентируются на массового, неискушенного потребителя, который практически не имеет опыта общения с инструментом. Поэтому производителю не выгодно тратить большое количество времени и ресурсов на дополнительную настройку каждого серийного инструмента. Многим квалифицированным игрокам приходится дорабатывать инструменты самостоятельно.

  При дополнительной настройке важны две характеристики: быстродействие (чувствительность) и тембр. Быстродействие(чувствительность) – это то, как быстро и легко инструмент откликается на любое воздействие. Тембр – это окраска звука. Все методы кастомизации так или иначе влияют на два этих параметра вместе или на один из них отдельно (не будем рассматривать здесь украшение инструментов, хотя бывает и такое :))) ). Каждый исполнитель обычно подбирает для себя набор методов, которые он использует при "доводке" инструмента. Важно отметить, что доработка инструмента сугубо индивидуальна для каждого, кто этим занимается. И если кто-то замечательно играет на своих кастомизированых инструментах свою музыку, то это не значит, что его инструменты подойдут вам для вашей музыки.

 Конструкция инструмента. Основные проблемы.

  Для того, чтобы понимать смысл всех действий над инструментом, надо знать его конструкцию и то, как он функционирует. Хорошо, что гармоника не рояль и разобраться в этом не так сложно. Если вы еще ни разу её не разбирали – самое время сделать это. Из чего же она состоит? Все очень просто: крышки(covers, coverplates), платы с язычками(reedplates) и гребёнка(comb). Практически все действия совершаются над платами и язычками. Гребёнку можно заменить – изменится тембр, изменение формы крышек также повлияет на звучание.

  Когда мы дышим через гармонику, то язычки движутся вверх-вниз, создавая колебания в продольной плоскости. Кажется, что все просто, но это не совсем так. Язычки также движутся вправо-влево, формируются колебания в поперечной плоскости, они слабые и практически незаметные. При этом образуется такая траектория движения язычка, которая похожа на «объёмную восьмёрку». Изменение силы и направления потока воздуха (передувание или бенд, например) может сильно увеличить эти паразитные колебания. Тогда язычок начинает цепляться за края слота(прорезь для язычка), в котором он находится, что приводит к достаточно неприятному специфическому, визглявому звуку.

  Такие методы, как ваксинг, эмбоссинг и «турбо-лента» нужны для того, чтобы справиться с паразитными колебаниями. Чувствительность гармоники зависит от зазора между язычком и платой. Бывает так, что требуется слишком сильный поток воздуха, чтобы язычок зазвучал, или, напротив, язычок начинает «затыкаться» (т.е. воздух не проходит вообще). Тогда для регуляции используют гэппинг, аркинг и скупинг.

 Аркинг(arcing).

  Аркинг(arcing) – это изменение изгиба язычка. В заводской настройке язычки часто немного выгнуты дугой от основания к свободному концу. Это создает слишком большой зазор между кончиком язычка и платой, возникают дополнительные потери воздуха. Обычно оптимальной настройкой является выпрямление язычка. Делается это, например, с помощью маленькой о