sait

Школа игры
на губной гармонике
Александра Братецкого


Преподавательская работа началась в конце 2001 года, это было связано с просьбами товарищей, друзей и слушателей на концертах о разъяснении технических аспектов игры на губной гармонике. Методика преподавания постоянно находилась и находится в состоянии совершенствования.

Подробнее...

Правильное дыхание. Методики освоения.

Правильное дыхание. Методики освоения.
 
Дыхание — это основа звукоизвлечения при игре на губной гармонике.

Правильно поставленное диафрагмальное дыхание — необходимое условие для достижения красивого, музыкального звучания.

  Ваше тело — своего рода большой насос, нагнетающий воздух. Диафрагма — выполняет роль поршня. Оптимальное дыхание, необходимое для правильного звукоизвлечения, происходит за счет динамического расслабления и напряжения мышц живота при практически полностью «отключенных» межреберных мышцах и расслабленной шее.

  Одна из принципиальных особенностей губной гармоники как инструмента состоит в том, что одна половина нот извлекается на вдохе, а — на выдохе. Поэтому, чтобы добиться ровного и непринужденного звука, исполнитель должен наработать дыхание, при котором вдох и выдох сбалансированы наилучшим образом. Между состоянием максимального вдоха и состоянием максимального выдоха есть некая центральная точка. По сути, весь дыхательный цикл (вдох-задержка-выдох-задержка) крутится вокруг нее. Если дыхательный цикл смещается в или иную сторону (вдоха или выдоха), красиво окрашенного звука не получится. Достичь оптимального баланса можно за счет скоординированной работы диафрагмы и мышц  брюшного пресса.

  Работа с дыханием — это не просто физкультура, это творческий процесс, погрузившись в который  можно совершить ряд полезных открытий, лучше узнать возможности своего тела. Общий принцип — создать "упор на диафрагму". Именно работа диафрагмы позволяет добиться стабильного и ровного дыхания, а следовательно, наиболее музыкального звука. Это доступно каждому, нужно лишь суметь воспринять ряд рекомендаций и прислушаться к собственным ощущениям.

 

«Побочными эффектами» подобных практик станут: лучшая физическая выносливость, крепкий сон, возможно, кто-то сможет бросить курить… В любом случае, дыхательные упражнения — это ключ к лучшему здоровью и самочувствию.

 



Легато, стаккато и упражнения для их изучения.

  Какая бы музыка не исполнялась, игрок всегда сталкивается на практике с необходимостью брать отрывистые и  протяжные ноты.
 
Важные элементы  исполнительского мастерства — легато (плавное звучание) и стаккато (отрывистое звучание). Освоение этих приемов напрямую связано с умением управлять силой / напором собственного дыхания.

  Секрет умения управлять потоком нагнетаемого воздуха — в скоординированном, контролируемом дыхании, которое возможно лишь за счет правильной работы мышц брюшного пресса и диафрагмы.

  Освоить базовые навыки отрывистого и плавного дыхания помогают  упражнения, заимствованные из хатха-йоги. Одни упражнения позволяют научиться дышать отрывисто, при этом не уставая. Другие упражнения, наоборот, помогают растягивать вдох и выдох, не теряя глубины дыхательных движений.

  Представленные упражнения помогают наиболее быстро и эффективно наработать навык работы диафрагмой и мышцами живота для освоения таких приемов игры как стаккато и легато.

 

Смотреть видео тут.

 

Артикуляция

Артикуляция
Артикуляция — второй (после диафрагмального дыхания) базовый навык, который необходимо освоить начинающему губногармонисту.

Артикуляция — это скоординированная работа мышц языка (а точнее, разных его участков), мимических мышц (главным образом губ и поднижнечелюстных мышц ) и мышц голосовой щели. Кроме того, термином «артикуляция» принято обозначать умение управлять соответствующими мышцами в процессе игры на губной гармонике.

Когда мы говорим, то артикулируем для того, чтобы произнести тот или иной гласный/ согласный звук. Нечто подобное происходит и при игре на губной гармонике.

Именно за счет четкой и правильной артикуляции исполнитель озвучивает каждый свой выдох или вдох, добиваясь точного звучания конкретной ноты,  придавая голосу инструмента определенный колорит. Каждому артикуляционному элементу соответствует конкретная техника, позволяющая воспроизвести нужный звук.

видео

 

Есть специальные физические упражнения, позволяющие прочувствовать то, как работает язык и разные его участки. Есть упражнения, помогающие расслабить мимические мышцы.
Общий смысл артикуляционных упражнений сводится к следующему: вы создаете серию напряжений, а потом резко отпускаете их, стараясь полностью расслабиться. В какой-то момент мышцы начинают «расплываться», но не теряют своего тонуса. Это и есть тот самый «момент истины» —  наилучшее состояние мышц для игры на гармонике. Иначе это состояние можно назвать так — «управляемый тонус». Каждое действие, выполненное в этом состояния, осуществляется минимальными усилиями, за наименьшее время и приводит к наилучшему результату. В состоянии управляемого тонуса каждая смена позиции  происходит уверенно, четко. А это возможно лишь тогда, когда нет мышечных блоков. Иными словами, это своего рода «рабочий режим» исполнителя.

 

видео


Если диафрагмальное дыхание — это объем и сила звука, то отработанная артикуляция — это ваша точность взятия нот и дополнительная окраска.

Блокировка языком - расширение возможностей

Блокировка языком - расширение возможностей

  Блокировка языком это техника, значительно расширяющая возможности исполнителя.

Её смысл сводится к созданию эффекта полифонии, имитации аккорда. Этот метод придаёт "сок" звучанию и используется в разных вариантах исполнителями разных стилистических направлений. С самого начала желательно освоить простые техники мышечной релаксации и научиться переносить внимание на разные части тела, отслеживая напряжения. Научиться "отдавать" все тонкие движения передней части языка при максимальном расслаблении корня(задней части). Многие вещи делаются буквально "на ощупь". Визуальные образы практически отсутствуют, поэтому подходят объяснения на уровне жестов. Для наглядности есть простое для восприятия видео.

 

   видео

Бенды и передувания(овербенды)

Специальные артикуляционные техники: бенды и передувания(овербенды)
 
Диатоническая губная гармоника имеет 10 рабочих отверстий.

Половина нот извлекается на вдохе, половина — на выдохе. Итого 20 нот. Однако используя такие артикуляционные техники как «бенд»(понижение тона) и «передувание» (повышение тона) на диатонической гармонике можно сыграть 36 нот хроматической гаммы (3 октавы).

В общем бенды и передувания(овербенды) сводятся к умению управлять вдыхаемой/выдыхаемой воздушной струёй, загибать поток воздуха во рту в нужную исполнителю сторону.  Поскольку артикуляция скрыта от глаз наблюдателя, то многие главные моменты техники лучше показать буквально "на пальцах". В этом поможет следующая демонстрация:


   видео

Синхронихации дыхания и артикуляции

Синхронихации дыхания и артикуляции

   Еще один принципиально важный этап овладения мастерством игры на губной гармонике — навык синхронизации диафрагмального дыхания и артикуляции.

Т.е. после того, как вы отработали общие принципы дыхания (для легато и стаккато) и изучили артикуляционные техники звукоизвлечения, очень важно соединить одно с другим — живот и горло должны «договориться друг с другом», чтобы определяемая артикуляцией высота тона и окраска звука строилась на правильном, четко управляемом дыхании.

Создается ситуация, при которой два процесса(дыхание и артикуляция) протекают параллельно, при этом они не смешиваются, не дублируют друг друга.  Горло не создает препятствий для дыхания, диафрагма работает свободно.
   Для проработки синхронизации дыхания и артикуляции можно использовать простые, но очень эффективные упражнения из хатха-йоги.

видео

Резонаторы тела

Естественная (раскрытая) работа резонаторов тела
 
Губная гармоника лишена корпусного резонатора (каким  обладают акустическая гитара, рояль или виолончель).

Звучащим объемом здесь является сам исполнитель. Это делает голос губной гармоники эмоциональным и в тот же момент индивидуальным. Две одинаковые губные гармошки будут совершенно по-разному звучать у разных исполнителей, даже если они используют одни и те же приемы звукоизвлечения(бенды, блокировка языком и т.д.).  Разные исполнители — это разные звучащие объемы, свои резонансы, индивидуальное дыхание…

  Часто бывает, что у человека, пытающегося научиться играть на губной гармонике, закрыты / «зажаты» его естественные резонаторы. Однако, навык внутримышечной координации и приведение внутренних резонаторов тела в «рабочее» состояние имеет первостепенное значение для получения красивого звука — очень важно им овладеть.
Есть разные упражнения для преодоления тех или иных мышечных «блоков» и раскрытия резонаторов (грудного, горлового и др.). Одни из них представлены на видео, другие лучше изучать при непосредственном общении.

 

видео

Губная гармошка — позиционный инструмент

Губная гармошка — позиционный инструмент

  Освоив базовые принципы звукоизвлечения (дыхание и артикуляцию), и, успешно соединив их, можно переходить к следующему этапу

— исполнению отдельных нот, их последовательностей, мелодий и аккордов. Для этого необходимо изучить расположение нот на губной гармонике — ее аппликатуру.
  Если у вас есть опыт игры на гитаре, то здесь он вам очень пригодится. Исполняя то или иное произведение, гитаристы часто мыслят не отдельными нотами, а целыми геометрическими фигурами, угловые точки которых расположены в аппликатурном пространстве ладов и струн. То, как располагаются пальцы гитариста над грифом и ладами принято называть «позиция». Соответственно, одну и ту же «геометрическую фигуру» можно сыграть в разных позициях, привязав ее к тому или иному участку грифа. 

  Что-то подобное имеет место и при игре на губной гармонике. К этому музыкальному инструменту тоже применимы понятия «позиция» и «аппликатура». Да, здесь все это гораздо специфичнее (нет такой четкой визуальной привязки), чем в случае гитары. Однако, у губной гармошки тоже есть своя аппликатура и своя «система координат» для игры в различных позициях. Играя на губной гармошке, и, перемещаясь по ней губами и языком, вы также можете представлять себе некое объемное пространство и траекторию движения по нему.
   Это очень важный этап обучения — научиться визуализировать процесс игры в своем воображении.

  То, что в гитаре — под пальцами, на гармонике — в губах и на языке. Ваше исполнение — своего рода «танец» губ и языка в воображаемом аппликатурном, «виртуальном»  пространстве инструмента.  И «танец» этот всегда привязан к некой опорной точке — тонике(главная нота). От неё строятся все возможные, для данной ситуации, дальнейшие шаги — их множество образует лад. И все это можно представить / изобразить в виде фигуры или рисунка… То, как себе это представляет игрок - дело сугубо индивидуальное. "Формулы для всех" здесь просто не существует. Для проявления результатов нужно немного поработать. Для облегчения первых шагов можно прочитать статью.

 

ссылка на "Строи диатоник"

«Тренажер» для губной гармошки

Варган (хомус) — как самостоятельный инструмент и как «тренажер» для губной гармошки

 


 Лично мне, как сочинителю и  исполнителю, варган помог очень здорово. Освоив варган, я совершенно по-новому заиграл на губной гармонике: звучание стало ярче и мощнее, артикуляция точнее. Произошло это во многом по причине дополнительного расслабления мышц шеи и горла, появилась более тонкая координация разных частей языка и гортани(это важно для блокировки языком и быстрого взятия бендов и передуваний). Первый алтайский варган приобрел у Ольги Шотландии году в 2006, а  близко начал знакомиться в 2009. А в 2010 году пошел учиться к преподавателю  московской варганной тусовки Аксентию Бескровному. Определенно, наибольшее влияние на меня оказало творчество коллектива «Турбодзен» (Николай Соболев, Максим Булыгин) – эти ребята вдохновили меня на собственные «варганные изыскания». Сейчас мы развиваем совместный проект «Академия музыкального Развития». 

 

ссылка  


В процессе занятия с варганом очень быстро стало ясно, что именно этот музыкальный инструмент хорошо помогает в отработке артикуляционных приемов, выполняемых при помощи языка и великолепно тренирует мимические мышцы и мышцы, смыкающие и размыкающие голосовую щель.

По сути своей, варган и гармоника устроены аналогичным образом. У гармоники – множество маленьких язычков (которые атакуются воздушными потоком), а у варгана один большой язычок (приводимый в движение и рукой, и дыханием). В общем, принципы звукоизвлечения во многом схожи. С той лишь принципиальной разницей, что при игре на варгане артикуляционные мышцы работают с усиленной амплитудой — объем движений больше. Для игры на губной гармонике требуется более «тонкая» мышечная работа. Соответственно, варган по отношению к губной гармонике — это своего рода тренажер. Он позволяет сначала отработать движение на полной амплитуде, чтобы потом его "сжать", сделать более компактным и применить к гармонике.  Состояние «управляемого тонуса» , необходимое для игры на губной гармошке, становится более глубоким и стабильным – это позволяет привнести в игру больше интересных, осознанных нюансов. 
Именно варган позволяет вам лучше прочувствовать и осознать каждое артикуляционное и дыхательное движение, чтобы потом все это плавно «заархивировать» и применить к игре на губной гармонике…

 

видео